О школе
История школы
Медленно, но неумолимо приходят годы, века, постепенно стирая из памяти следующих поколений живые воспоминания о бурных событиях нашего прошлого, о совершенных когда-то подвигах полузабытых предков. В далеком прошлом в Крупце крестьянство было в основном неграмотным; грамотными людьми являлись: урядник, староста, священники. Восстанавливая в памяти имена первых грамотных крестьян, старожилы называют следующих: 1. Полятыкин Роман Алексеевич (д. Рыжевка, 1830 г.р, портной) 2. Корчагин Макар Иванович (с. Крупец, 1835 г.р, столяр) 3. Еремин Сергей Федорович - староста 4. Полунин Иван Тимофеевич – староста 5. Еремин Яков Николаевич – староста и др. Где же учились эти люди, и что в то время представлял собой Крупец? Известно, что Крупец и много близ лежащих сел были владениями князя Барятинского А.И., наместника Кавказа, сломившего сопротивление Шамиля в 1859 г. За победу над Шамилем, который был взят в плен, Барятинский А.И. получил чин генерала-фельдмаршала, дарственные земли и сотни крепостных крестьян. Барятинский в числе своих дарственных земель имел и с. Крупец, которое со всеми нашими землями получил еще его дед – И.С. Барятинский в 1756 г. Специально для конторы и квартир его служащих, было выстроено много зданий в центре Крупца, число которых с течение времени все более увеличивалось. Князь Барятинский не жил в Крупце, однако наши современники смутно вспоминая рассказы дедов о том, что один раз Барятинский А. И. проезжал по своим владениям из Ивановского в Шалыгино. В Крупце Барятинский остановился на несколько часов и сделал следующее распоряжение. Проезжая мимо церкви, он был поражен ее внешним видом: деревянная, маленькая, бедная. Он приказал снести эту церковь, а в с. Крупце на ее месте выстроить большую, кирпичную. В это же время князь дал распоряжение управляющему – выстроить школу. Строительство школы производилось руками местных мастеров: каменщиков, столяров, печников, кровельщиков и просто местных жителей. Барятинский дал строительные материалы для школы. Территория строительства школы была отнесена на ½ версты от служебных построек Барятинского, на территорию д. Рыжевки. Улица была населена, вблизи протекала река, в то время полноводная, широкая и глубокая; не далее километра в сторону д.Новоивановки рос густой лес. Среди полуразвалившихся крестьянских хатенок с соломенными крышами красиво выделялось большое каменное полутораэтажное здание, обнесенное деревянной изгородью. Дата открытия школы относится к 1862 году, что подтверждают учителя этой школы Дорофеева В.В., Керусова О.В. и бывший сторож Копылов П. Наконец-то школа построена! Школа - это основа основ, Это мудрости чистый родник. Сколько тайных желаний, неосуществимых в то время стремлений к свету и знанию таилось в сердцах и умах наших земляков! С каким чувством радости смотрели они на очаг культуры, перспективно рисуя светлое будущее своих детей – уже не крепостных, а свободных людей! Эта школа называлась «Образцовое министерское двухклассное училище». О дне открытия школы знало все население, которое собралось возле нового здания, приятно любуясь им. В разговоре мужчин неизбежно сыпались юмористические фразы о том, что школа велика, но кому в ней сейчас учиться? Ведь дети с 5-летнего возраста уже «в семье работники». Женщины с горечью думали, как бы суметь научить своих детей грамоте. Мужчины и женщины, детишки, все интересовались предстоящим событием. Итак, торжественный акт начался благодарственным молебном. По распоряжению Барятинского: выстроена церковь и открыта школа. Кто же из детей имел возможность посещать школу в то время? Конечно, дети бывших крепостных крестьян, замученных голодом, нуждой, разутые и раздетые не могли учиться. В школу поступали учиться дети служащих, кулаков, духовенства, зажиточных крестьян. В 1861г отменили крепостное право, страна вступила на путь больших преобразований. На этой волне всеобщего подъема и была построена школа в нашем селе. История моего села неразрывно связана с историей моей Родины. В нашей стране в это время появлялись первые школы в деревнях, подобно нашей. В классах обучалось от 10 до 15 человек. С каждым годом школа расширялась, прибавлялся следующий старший класс, приходили новые ученики, но при полной нагрузке всех классов учеников в школе было не более 70 человек. Сохранившаяся единственная фотография выпуска учеников «Образцового министерского двухклассного училища» за 1898 год (свыше 50 лет со времени открытия школы). Количество выпускников, окончивших школу- 14 человек, все они дети служащих завода, экономий, местных помещиков, кулаков. Занятия в школе проводились в одну смену с пятью группами учащихся; имелось 3 классных комнаты. Обучение было пятигодичное. Наша школа была хорошо оборудована наглядными пособиями и давала прочные знания учащимся, которые могли поступать в средние учебные заведения. Вследствие того, что один учитель занимался с тремя группами, а другой – с двумя, большая часть времени у уч-ся использовалась на проведение самостоятельных работ: тихого чтения, списывания упражнений, решения задач и примеров и т.д. От учеников не требовалась активность, а пассивное восприятие материала с последующим заучиванием. Знания оценивались по пятибалльной системе: «5» - превосходно; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - плохо; «1» - худо. Экскурсий школой не проводилось. В школе имелась детская библиотека, в которой находились отдельные произведения русских классиков. Учебный год начинался с 14 октября и оканчивался к пасхе; в выпускном классе - 5 группе - к 1 маю. Летом дети отдыхали или помогали родителям. Родительских собраний в школе не проводилось. Отмечая деятельность старейшей школы,(в 2012 г школа отметила свое 150- летие) следует подумать, как можно было достоверно установить дату ее открытия, нигде не зафиксированную. Живые тогда свидетели (Дорофеева В.В., Керусова О.В., Копылов П.А.) вспомнили интереснейший факт: в 1912 году особенно торжественно отмечалось 50-летие со времени открытия 2-хклассного министерского училища. Проведению этой юбилейной даты предшествовала большая подготовительная работа: специально была куплена и потом «навечно», установлена в школе большая икона в 3 аршина высоты с изображением: «Иисус Христос благословляет детей». В большом светлом классе против двери на стене между окнами был помещен застекленный киот с вышеуказанной иконой, огороженный красивой железной решеткой голубого цвета. Огороженное место объявилось неприкосновенным; у иконы всегда горела лампада. На празднование юбилея школы были приглашены все ученики, их родители и, кроме того, приезжал представитель династии Барятинских. Очень интересно знать, кто является первым учителем в нашей старейшей школе, но, к величайшему сожалению, этих сведений односельчане не сохранили. Жители, вспоминая рассказы о старейших учителях, (работавших спустя 20 лет после открытия школы, известен еще тот факт, что первые учителя семей не имели, они жили в школе и занимались только учениками) говорят, что они следили за дисциплиной и поведением учащихся и в случае нарушения порядка применяли методы физического наказания. Бывшие ученики помнят Яншина Алексея Сергеевича, занимавшегося с 1 классом; это был «строгий и требовательный человек». Учитель Калашников Иван Дмитриевич, обучавший 2 класс, тоже «строгий» учитель. Позже работал Филимонов Виктор Васильевич, который занимался с первыми тремя группами. У него училась учительница-пенсионерка Балухтина Е.Е.. Ученики никогда не забудут его гуманности, уравновешенности, чуткости. Он не позволил себе сказать резкое, грубое слово ученику, а разъяснял тактично отрицательную сторону совершившегося факта. Виктор Васильевич прививал у учащихся навыки санитарии и гигиены, долго беседовал с детьми на переменах. Во время классного чтения на уроках русского языка давал объяснения непонятных слов, увлекательно говорил по содержанию материала. Будучи хорошо теоретически подготовленным педагогом (он писал научные трактаты на педагогические темы) В.В. Филимонов – либерально настроенный, стоящий за справедливость, за народ и его просвещение, в памяти учащихся сохранился как любимый учитель. Всю обаятельную прелесть этого гуманного учителявоспитателя не забудут его ученики и с приятной, сердечной улыбкой в сочетании с большим уважением и благодарностью произносят его имя. В это же время работал Милисинов Владимир Митрофанович (основатель учительской династии), который занимался с 4 и 5 группами. Милисинов В.М. принял заведование школой в 1884 году. Он окончил Курскую учительскую семинарию во Льговском уезде Курской области, откуда и был переведен в Крупецкое «Образцовое двухклассное училище» в 1884 г. В отзывах его учеников слышится уважение к нему, «умный был человек, хозяйственный». Он применял эстетическое воспитание к учащимся: учил их пению, сам хорошо играл на скрипке. Много труда вложил Владимир Митрофанович в организационнохозяйственные мероприятия школы. Требовательный к себе, к своим коллегам учителям, он служил для них примером в добросовестном отношении к педагогическому труду. Будучи хорошим организатором, заботясь о процветании образования, в первые годы советской власти он энергично добивался открытия средней школы в Крупце, что и было осуществлено. Мы, все учителя, с чувством глубокого уважения должны чтить память о нем. Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат ждут наших возвращений и вестей. В 90-х годах 19 века в Крупце начинают открывать начальные школы (это другие школьные постройки). Учились писать, считать. Стремление населения с.Крупец к обучению грамоте детей было частично удовлетворено земством: открыта в 1892 г. небольшая школа для 10-15 человек (сейчас это дом М.И. Корчагина). Здесь работала учительница из д. Александровки – Колупаева Мария Петровна. Эта учительница с большим интересом проводила занятия с учащихся. На следующий год – в 1893 г. – учитель Бегощанской начальной школы Коробов Семен Федорович разрешил в своем доме в Крупце организовать школу. В предоставленной для занятий классной комнате окна выходили на север; здесь было душно, тесно, форточки не было. Но дети тянулись к знанию, как растение к свету, и ходили учиться в эту маленькую школу. Сюда была назначена учительница Казьменко Клавдия Сергеевна, которая здесь работала до открытия в Крупце двухкомплектной земской школы, т.е. до 1902 года. Первыми учителями в земской начальной школе были – Казьменко К.С. и Каретник А. Н. Учащихся было по 10-15 человек в каждом классе, из них 1-2 девочки. Характерно, что девочки учились лишь в первых двух классах, затем выбывали, так как, будучи материально не обеспечены, не имели возможности учиться. Описанная Крупецкая начальная школа (земская, как ее называли в народе) самостоятельно работала до 1935 года, потом была присоединена к Крупецкой семилетней школе. В 1900 году в церковной сторожке была открыта женская церковно-приходская школа, где обучались только одни девочки в количестве 10- 15 человек. Что же представляла собой эта школа? Маленькая, низкая, комната, 2 окошечка. В углу стоит огромная купель для крещения детей, весь красный угол и большая часть прилегающих стен заполнена иконами, помещенными в киоте. Стоит 3 ряда длинных, 4-х местных парт, на которых и размещается вся небольшая стайка девочек. Первой учительницей этой церковной школы была Копылова Пелагея Васильевна. После нее учительствовала Сакович Ольга Лаврентьевна, затем Горбовцова Анна Федоровна; все они окончили Крупецкое двухклассное министерское образцовое училище и выдержали экзамен на звание учителя церковно-приходской школы. Чему же они учили девочек? Вырабатывая навыки письма при помощи списывания упражнений из грамматики, обучая решению примеров на все арифметические действия, прививая навык беглого чтения. Большое внимание уделялось Закону Божьему. Они также учили девочек рукоделию: вязать кружево, вышивать и т.д. Главным предметом во всех типах начальных школ был Закон Божий. Его в образцовой и земской начальных школах преподавали священники, а в церковноприходской, в мелких школах, находящихся в частных домах, преподавали дьяки. Существовала система телесных наказаний. С приходом советской власти школа изменилась. На протяжении 70-летнего существования наша школа испытала на себе целый ряд реформ, реорганизаций. В 1917-1918 учебном году Крупецкое образцовое училище было преобразовано в высшее начальное училище. Помещалось оно в доме бывшего управляющего имением князя Барятинского. Учителей было 4 человека. Количество учащихся возросло до 100 человек. Занятия проводились по новой учебной программе советской школы. С момента отделения церкви от государства, в школе начала проводиться антирелигиозная работа, внедрялась сознательная трудовая дисциплина. В 1922 году семилетняя школа была реорганизована в девятилетку и заведующим назначен Еремин Василий Федотович, ранее учительствующий в Путивле. Все учителя были пожилого возраста, особенным авторитетом среди уч-ся пользовались Коробкова А.Б., Кутырь Е.Н., Вязьмитинова В.Н.. школьные занятия 5-9 классов проводились в основном здании средней школы. В девятилетке имелась хорошая библиотека, в которой кроме художественной литературы были учебники по всем предметам. В школе работал драмкружок, и учащиеся выступали с художественной самодеятельностью в клубе сахзавода и в Крупце. Проводились литературные вечера, на некоторых можно было присутствовать только по пригласительным билетам. Литературным кружком издавался журнал «Пробуждение» и «С гор на санках», где помещалось творчество учащихся. В 1931 году Крупецкая девятилетка была реорганизована в ШКМ. Заведующим ШКМ был Чепульский Петр Романович, преподаватель обществоведения. ШКМ занималась в одну смену; был один 5 класс, два 6 класса, один 7 класс, всего в школе занималось свыше 120 человек. В 1933 году ШКМ была реорганизована в неполную среднюю школу, которая в дальнейшем стала называться семилетней школой. Следует отметить, что в 30-е годы среди детей, молодежи появилась огромнейшая тяга к культуре, к образованию. В каждой семье родители стремились учить всех своих детей. Еще до введения закона о всеобщем начальном и семилетнем образовании в Крупце почти все дети школьного возраста учились в семилетней школе. В дальнейшем здесь расцветают творческие таланты. Появляются прекрасные музыканты, художники, артисты, певцы, танцоры и т.д. Еще в 1935 году в Крупце реорганизуется неполная средняя школа в среднюю школу с постепенным ежегодным наращиванием старших классов. В связи с введением всеобучаемости в 1938 году уч-ся в школе было свыше 900 человек. Это настоящий расцвет нашей школы. Вероломное нападение фашистов на нашу Родину нарушило мирный труд людей, и вместе со всем народом наша школа тяжело переживала дни Великой Отечественной войны. Проводилась эвакуация мужчин и служащих, но учителей не эвакуировали, оставив на работе в школе. Внезапно днем 05.10.41 г. немцы ворвались в Крупец. Что такое фашизм? Школа испытала на себе. Уничтожая все: фашисты рубили, жгли парты, шкафы, книги, ценнейшие наглядные пособия. Они уничтожали приборы физического, химического, биологического кабинетов, рубили полы в классных комнатах. Школа в буквальном смысле была превращена в конюшню: из выбитых стекол и рам торчали лошадиные головы. Все декоративные деревья были вырублены, изгородь уничтожена. Не один раз население спасало здание от пожара. С тяжелой болью на сердце переживали все это страшное время оккупации, ожидали прихода Советской Армии. Настала радостная дата: 31 августа 1943 года – это день освобождения Крупца от немецких захватчиков. Сразу же учителя Крупецкой школы приступили к уборке школьного здания, к основательному ремонту. Наконец, пришел долгожданный момент школьных занятий – 1 октября! Сколько счастья и радости было у учителей и учеников, которые после мучительного 2-х летнего перерыва снова приступили к свободному творческому труду! Много трудностей испытала школа в военное время: не чем было топиться, в классах холодно, зимой ходили на заготовку дров в Бегощанский лес, но занимались в холодных классах: замерзали чернила. У детей не было учебников, бумаги, тетрадей; писали на газетах, на вырванных из книг печатных листах. Но коллектив школы жил полной, радостной жизнью. С самого начала войны учителя мужчины ушли на фронт. Многие не вернулись назад это: Матюхин А.И., Кальченко П.Н., Синев А.А., и др. Учителя Колесников А.М., Шилин Ф.Д., Дубровский П.С. с войны вернулись домой, стали работать в школе. Дубровский П.С.- уважаемый всеми односельчанами педагог. В Малоархангельске Орловской области в педучилище, работал директором до начала Великой Отечественной войны. С 23 июня 1941 г. Петр Семенович был командиром автороты 89 стрелковой дивизии, принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками на смоленском направлении. В октябре 1941 г. попал в окружение, при прорыве которого был контужен и попал в плен. В плену все время находился в лагерях заключения. В мае 1945 г. во время перехода из одного лагеря в другой Петр Семенович бежал. После войны работал учителем истории. С 1943 года Рыжевская семилетняя школа , перешла в среднюю школу с.Крупец. Это явилось следствием варварских поступков оккупантов, совершенно разрушивших здание бывшей образцовой школы: уничтожены полы, двери, окна, печи в большинстве классных комнат; словом здание приведено в непригодность и годилось только на амбар для ссыпки зерна. Из бывшей семилетней школы в д. Рыжевка перешли на работу в среднюю школу учителя начальных классов: Дорофеева В.В., Знаменская Е.А., Керусова О.В., Огурцова М.М., Строчкова Н.Н. Учительский коллектив работал с большим напряжением: уч-ся забыли программный материал предшествующих лет, приходилось многое повторять, закреплять. Все ученики были переростками - старше на два года, чем полагалось, но учились с большим желанием, преодолевая все трудности. Школа в целом была очагом культуры на селе: учителя участвовали в проведении культурно-массовой работе: читали лекции, делали доклады, выступали с художественной самодеятельностью. Дубровский П.С. С каждым годом количественный состав учеников увеличивается, было их свыше 1000 человек. Но с открытием сначала Студенокской, затем Макеевской средних школ контингент учащихся 8-10 классов значительно уменьшился. Установлены у нас в школе славные традиции: встреча с выпускниками во время зимних каникул; первый звонок – встреча новичков – первоклассников; последний звонок для выпускников – десятиклассников; летние и зимние туристические походы во время каникул, новогодний бал-маскарад и елки, вечера отдыха уч-ся. Много инициативы и труда вложила для улучшения учебно-воспитательной работы школы директор Митерева Т.И(1954-1973) заслуженный учитель школы РСФСР. Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся; она добилась введения парадной и рабочей формы для девочек; наладила производственную практику в колхозах и на пришкольном участке. В 1955г будет открыт музей, его основатель Г.Р.Лемешев, заслуженный учитель школы РСФСР, отличник образования. Григорий Романович соберет богатейший материал по истории села Крупец, составит летопись школы. По вопросам краеведения Лемешев Григорий Романович опубликовал 60 очерков и статей. На основе архивных и современных документов написал монографию в 450 стр. "История села Бегоща", проследив 250 лет жизни родного села. В 1952 г. участвовал в республиканских педагогических чтениях и за доклад "Организация краеведения в сельской, школе" получил Почетную грамоту Министерства просвещения и Академии наук РСФСР. Школа с 1957-1958 года перешла на новый учебный план, готовит кадры для практической деятельности в сельскохозяйственном производстве, выполняя все требуемые программой практические работы, экскурсии, опыты и одновременно не снижает требований к усвоению основных знаний. За последние десятилетия школа претерпевала много перемен в учебных планах, менялись директора школы. С1974-1978г. диктором был Вербин Ф.Ф., с1978 по 1979г. Будников А.П. , с 1979 по1987г. Глушкова Р.В., с1987 по1996гЛобанов Г.В.. с 1996 по 2011г. Артамонов А.И.. С 2011г. затем Давыдов Н.Г. В настоящий момент директором школы является Фоменко Л.В.. В 2012 году наша школа отметила 150-летие. По случаю Юбилея был устроен большой праздник, на который были приглашены старейшие учителя, бывшие директора школы, выпускники разных лет, почѐтные гости из Рыльского района и области, руководители предприятий и организаций. Силами педагогического коллектива и учащихся школы был подготовлен грандиозный концерт, по окончании которого все гости были приглашены на банкет.
Образование и формы обучения
В соответствии со статьей 17. (формы получения образования и формы обучения) Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся обучение в МБОУ "Крупецкая СОШ" осуществляется в очной форме.
Программа развития
- Создать условия для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиска и поддержки одаренных и талантливых детей.
- Обеспечить развитие компетентности педагогических кадров в естественно-научной и технологической областях.
- Обновить материально-техническую базу школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
- Разработать и внедрить дополнительные программы и программы внеурочной деятельности для обучающихся по естественно-научному и технологическому направлениям.